Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2017 год

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде муниципальные акты и дополнительные сведения о них, размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресу www.zakon.scli.ru.

Принципами ведения федерального регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Федеральный регистр ведется в электронном виде на русском языке.

Министерство юстиции Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).

Федеральный регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которых осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации, не реже одного раза в 15 дней.

Актуализация регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации должна обеспечивать пополнение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.

Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:

  • сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • ввод информации в регистр;
  • гарантированное хранение информации в регистре;
  • ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;
  • ведение информационного портала регистра;
  • предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;
  • режим защиты сведений, содержащихся в регистре.

Федеральный регистр имеет информационное и технологическое сопряжение с федеральным регистром нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований.

Правовой основой для ведения федерального регистра являются следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»;
  • Приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
    • от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»;
    • от 22 декабря 2008 г. № 300 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов».

Состав сведений федерального регистра

В Федеральный регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты) и дополнительные сведения к ним.

Также подлежат включению в регистр:

  • муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) муниципальный акт в целом (новая редакция) или его часть;
  • муниципальные акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия муниципального акта, признании его недействующим;
  • муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта.

В регистр включаются действующие муниципальные нормативные правовые акты вне зависимости от срока их действия и проведения юридической экспертизы.

В регистре содержатся как опубликованные, так и неопубликованные муниципальные акты.

Дополнительными сведениями являются:

  • экспертные заключения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на муниципальные акты;
  • акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (протесты, представления, требования, заявления в суд);
  • решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции;
  • решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов;
  • решения и постановления конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по делам о проверке соответствия муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта Российской Федерации;
  • предписания антимонопольных органов;
  • акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации;
  • письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных государственных органов.

По состоянию на 20 октября 2017 г. в федеральный регистр включено более 6 млн 300 тыс. муниципальных нормативных правовых актов, из них действующих 5 млн 074 тыс.

За последние 5 лет федеральный регистр пополнился более чем на 4 млн 200 тыс. муниципальных нормативных правовых актов.

Диаграмма № 1. Динамика увеличения муниципальных нормативных правовых актов
в федеральном регистре с 2009 г. по 20 октября 2017 г.

Динамика увеличения муниципальных нормативных правовых актов  в федеральном регистре с 2009 г. по 20 октября 2017 г.Динамика увеличения муниципальных нормативных правовых актов  в федеральном регистре с 2009 г. по 20 октября 2017 г.

Наибольшая нормотворческая активность наблюдается в муниципальных образованиях, входящих в Приволжский и Центральный федеральные округа (в федеральном регистре содержится 1 млн 606 тыс. и 1 млн 341 тыс. муниципальных нормативных правовых актов соответственно).

Также высокую нормотворческую активность показывают муниципальные образования, входящие в Сибирский федеральный округ (1 млн 135 тыс. актов).

Диаграмма № 2. Количество муниципальных актов в федеральном регистре
по федеральным округам

Количество муниципальных актов в федеральном регистре  по федеральным округамКоличество муниципальных актов в федеральном регистре  по федеральным округам

 

ЦФО – Центральный федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный округ
СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ
УФО – Уральский федеральный округ
СФО – Сибирский федеральный округ
ДФО – Дальневосточный федеральный округ

Внесение сведений в федеральный регистр

В базу данных федерального регистра вносится следующая информация:

  • номера регистрации муниципальных актов в регистре;
  • тексты муниципальных актов и дополнительных сведений;
  • реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название);
  • реквизиты дополнительных сведений (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа).

В информационной системе обеспечивается ведение справочников видов дополнительных сведений, правовых актов, органов, принявших правовой акт, и иных справочников.

Федеральный регистр в электронном виде ведется с использованием подсистемы «Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов».

В федеральный регистр включается следующая информация о действии правового акта:

  • действующий;
  • недействующий (если муниципальный акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, или срок действия его истек, а также в случае признания судом муниципального акта недействующим);
  • действие приостановлено;
  • не вступил в силу (в случае если муниципальный акт принят, но в тексте имеется указание на вступление в силу по истечении определенного срока после официального опубликования (обнародования) или на дату вступления в силу).

Диаграмма № 3. Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистре

Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистре  Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистре

 

Если к включенному в регистр муниципальному акту не имеется дополнительных сведений о его противоречии действующему законодательству и уставу муниципального образования, в регистре содержится запись, что данный муниципальный акт «соответствует федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации и уставу муниципального образования».

Если муниципальный акт вследствие противоречия федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования признан судом не соответствующим законодательству или не подлежащим применению, в регистре содержится запись, что он «не соответствует федеральному законодательству» или «не соответствует законодательству субъектов Российской Федерации», «не соответствует уставу муниципального образования». Если о наличии в муниципальном акте противоречий федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в регистре содержится запись «выявлено несоответствие федеральному законодательству» или «выявлено несоответствие законодательству субъектов Российской Федерации» или «выявлено несоответствие уставу муниципального образования».

Запись «не требует юридической экспертизы» содержится в регистре, если муниципальный акт вносит изменения ненормативного характера в муниципальный акт и не устанавливает новых норм права, а также в отношении муниципальных актов, которые после внесения в них изменений утратили нормативность.

Запись «муниципальный акт на юридической экспертизе» содержится в регистре в случаях, если сведения о проведении юридической экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии муниципального акта действующему законодательству и уставу муниципального образования.

Если юридическая экспертиза муниципального акта не проводилась, в регистре содержится запись «юридическая экспертиза не проводилась».

Диаграмма № 4. Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов по отношению к результатам проведения правовой экспертизы

Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов по отношению к результатам проведения правовой экспертизы  Соотношение действующих муниципальных нормативных правовых актов по отношению к результатам проведения правовой экспертизы

 

Муниципальные акты поддерживаются в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

При внесении муниципального акта в федеральный регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

При ведении федерального регистра обеспечиваются классификация и поиск муниципальных актов по соответствующим территориям муниципальных образований Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Предоставление сведений из федерального регистра

Сведения о муниципальных актах граждане вправе получить самостоятельно на сайте www.zakon.scli.ru в разделе соответствующего регистра.

Кроме того сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» в документальном и электронном виде по письменному запросу заявителя (ул. Михалковская, д. 65, к. 1, г. Москва, 125438, e-mail: info@scli.ru).

В запросе на получение сведений, содержащихся в регистре, в документальном виде указываются:

  • для граждан: фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факса и (или) почтовый адрес для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • для организаций: наименование организации, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт).

Предоставление сведений в документальном и электронном виде по письменному запросу заявителя осуществляется федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Минюсте России».

Типичные нарушения ведения федерального регистра

К типичным нарушениям требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» относятся:

  • неправильно указание даты принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов;
  • отсутствие номеров государственной регистрации;
  • отсутствие сведений об опубликовании (обнародовании) муниципальных актов.