Обзор практики ведения государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде по состоянию на 25 октября 2017 г.

I. Общие положения

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами.

Минюст России определяет порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечивает доступность сведений, включенных в этот реестр.

В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения:

  1. государственный регистрационный номер устава муниципального образования;
  2. реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав);
  3. сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

В соответствии с Правилами ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 151 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации ведется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Внесению в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации подлежат все муниципальные образования на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке.

Государственные реестры уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде представляют собой государственные информационные ресурсы, содержащие в электронном виде тексты уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, дополнительные сведения, а также сведения о муниципальных образованиях.

Вышеназванные государственные реестры ведутся с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

Правовой основой для ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации являются следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 151 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»;
  • Приказ Минюста России от 1 февраля 2017 г. № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»;
  • Приказ Минюста России от 4 июля 2017 г. № 122 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него»;
  • Распоряжение Минюста России от 14 июля 2017 г. № 932-р «Об организации работы по ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде».

По состоянию на 30 сентября 2017 г. в государственном реестре уставов муниципальных образований содержится 339 987 уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений (61 716 и 278 271 соответственно).

Наибольшее количество уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений включено в государственный реестр уставов муниципальных образований Приволжского федерального округа – 82 920, Сибирского федерального округа – 63 136 и Центрального федерального округа – 60 678.

Диаграмма № 1. Количество уставов муниципальных образований и муниципальных
правовых актов о внесении в них изменений в государственном реестре муниципальных
образований

Количество уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений в государственном реестре муниципальных образованийКоличество уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений в государственном реестре муниципальных образований

ЦФО – Центральный федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный округ
СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный округ
УФО – Уральский федеральный округ
СФО – Сибирский федеральный округ
ДФО – Дальневосточный федеральный округ

Анализ данных государственного реестра уставов муниципальных образований показывает, что большинство актов в нем имеют статус «действующий» (199 тыс.). Акты со статусом «недействующий» составляют 132 тыс., не вступившие в силу – 9 тыс.

Диаграмма № 2. Количество уставов муниципальных образований и муниципальных правовых
актов о внесении в них изменений по статусу действия

Количество уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений по статусу действия

В 2017 г. на государственную регистрацию в территориальные органы Минюста России поступило 25 055 уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений. 606 уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений находились на рассмотрении в территориальных органах Минюста России на начало отчетного периода. По 95% из них (от общего числа поступивших на государственную регистрацию и находящихся на рассмотрении на начало отчетного периода) принято соответствующее решение (о государственной регистрации, отказе в государственной регистрации, возврате без регистрации).

Таблица сведений о государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы

Таблица сведений о государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы

 

Реестр муниципальных образований Российской Федерации

Количество действующих муниципальных образований в государственном реестре муниципальных образований Российской Федерации составляет 22 934, в том числе муниципальных районов – 1 821, городских округов – 539, городских поселений – 1 649, сельских поселений – 18 667, внутригородских территорий города федерального значения – 258, городских округов с внутригородским делением – 3, внутригородских районов городских округов с внутригородским делением – 19.

Диаграмма № 3. Количество муниципальных образований в государственном реестре муниципальных образований Российской Федерации по видам

Количество муниципальных образований в государственном реестре муниципальных образований Российской Федерации по видам

 

Диаграмма № 4.

Количество муниципальных образований в государственном реестре муниципальных образований Российской Федерации по федеральным округам

II. Практика ведения государственного реестра уставов муниципальных образований

В результате дистанционного мониторинга ведения государственного реестра уставов муниципальных образований главными управлениями Минюста России по субъектам Российской Федерации и Департаментом конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления выявлены нарушения порядка ведения государственного реестра территориальными органами Минюста России.

1. Отсутствие дополнительных сведений, установленных пунктами 17 и 18 Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, утвержденного приказом Минюста России от 4 июля 2017 г. № 122 (далее – Положение) (Тамбовская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ульяновская области).

2. Несоответствие статуса действия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования дополнительным сведениям, включенным в реестр уставов муниципальных образований (пункт 20 Положения) (Тюменская область).

3. В нарушение пункта 20 Положения в карточку юридической обработки устава или муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования включена запись «Правовой акт на правовой экспертизе» (Курганская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

4. Отсутствие редакции устава муниципального образования (пункт 24 Положения) (Краснодарский край).

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

Однако в нарушение вышеуказанной нормы решение о государственной регистрации отдельных муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования было принято с нарушением установленного срока, что является недопустимым.

Также выявлены случаи несоответствия сведений, указанных в форме статистической отчетности № 9 «Сведения о деятельности территориальных органов Минюста России по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», сведениям, содержащимся в государственном реестре уставов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных приказом Минюста России от 1 февраля 2017 г. № 9, внесение устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации должно осуществляться в день издания приказа территориального органа Минюста России о государственной регистрации указанных актов, как того требует часть 4 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

В качестве технических ошибок необходимо отметить наличие дублей представительных органов муниципальных образований в справочнике «Органы принятия».

Корректировка указанного справочника осуществляется во взаимодействии с ФБУ НЦПИ при Минюсте России.