Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2022 год

I. Сведения о количестве муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов

В 2022 году Министерством юстиции Российской Федерации продолжена работа по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты).

По состоянию на 08.09.2022 в федеральный регистр включено более 11 млн муниципальных актов, из них действующих – 8 млн 241 тыс., что отражено в таблице и на диаграмме ниже.

 

Количество муниципальных актов, содержащихся в федеральном регистре с 01.01.2009 по 08.09.2022

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

0,270

млн

0,774 млн

1,426 млн

2,098

млн

2,883

млн

3,689

млн

4,553

млн

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

(на 08.09.2022)

5,574

млн

6,518

млн

7,474

млн

8,481

млн

9,463

млн

10,426

млн

11,138

млн

 

Динамика увеличения муниципальных актов в федеральном регистре с 01.01.2009 по 08.09.2022

По состоянию на 08.09.2022 уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по ведению регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченные органы, региональные регистры соответственно) в 174 639 действующих муниципальных актах (2,1% от общего числа действующих) выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований. Это отражено на диаграмме ниже. 

 

Показатели федерального регистра в зависимости от статуса соответствия действующих муниципальных актов

 

С 01.01.2022 по 08.09.2022 в федеральный регистр внесено 691 136 муниципальных актов, 179 572 экспертных заключения, 84 847 иных дополнительных сведений, создано 285 277 актуальных редакций основных актов.

 

II. Типичные нарушения ведения федерального регистра

По данным обзоров, представленных территориальными органами Минюста России, выявленные ими в предыдущий период нарушения порядка ведения федерального регистра уполномоченными органами
в основном устранены.

По состоянию на 08.09.2022 при ведении региональных регистров выявлены следующие типичные нарушения требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 04.03.2021
№ 27 (далее – Методика).

1. Нарушения пункта 9 Методики, согласно которому в федеральный регистр включаются номера регистрации муниципальных актов в регистре, тексты муниципальных актов и дополнительных сведений, реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название) и дополнительных сведений.

1.1. Отсутствие номеров государственной регистрации.

В федеральном регистре содержится более 12 000 муниципальных актов без номера государственной регистрации. Наибольшее количество составляют акты Тульской (4 141), Псковской (2 798), Пензенской (996), Тюменской (929), Ярославской (386) областей, Чеченской Республики (383), Саратовской области (340), Забайкальского края (282), Ленинградской (224), Ростовской (209), Белгородской (171) областей, Республики Татарстан (154), Архангельской области (148), Республики Алтай (131), Вологодской области (119), Кабардино-Балкарской Республики (100).

Из внесенных с 01.01.2022 по 08.09.2022 в федеральный регистр муниципальных актов номер государственной регистрации не присвоен почти 2 000 муниципальных актов. Наибольшее количество составляют акты Тульской (640), Пензенской (329), Псковской (199) и Вологодской (104) областей.

1.2. Неправильное указание вида муниципального акта.

В федеральном регистре содержатся действующие муниципальные акты с непредусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами муниципальных актов: «Иное», «Инструкция», «Правила, «Положение», «Заключение». В основном указанные виды присвоены муниципальным актам ошибочно.

1.3. Неправильное указание даты принятия (издания) муниципальных актов.

Распространено неверное указание в «карточке документа» даты принятия акта, которая значительно превышает дату принятия акта в соответствии с его реквизитами.

По состоянию на 08.09.2022 указанное нарушение содержится, например, в актах республик Башкортостан (RU03057605202200062 от 05.09.2022), Мордовия (RU13043606202200007 от 05.07.2022), Чеченской Республики (RU20003899202200001 от 21.02.2022), Вологодской (RU35005205202300001 от 27.07.2022), Ленинградской (RU47024116202200074 от 29.07.2022, RU47024205202200015 от 31.08.2022), Нижегородской (RU52089121202200604 от 02.09.2022) и Тюменской (RU72030005202200002 от 06.04.2022, RU72029105202300001 от 16.08.2022) областей.

1.4. Неправильное указание или неуказание органа, принявшего муниципальный акт.

В федеральном регистре содержится более 4 000 действующих муниципальных актов с видом акта «решение», у которых в поле «принявший орган» указано «местная администрация», у которой нет полномочий на принятие решений. Наибольшее количество составляют акты Республики Саха (Якутия) (3 749), Кабардино-Балкарской Республики (595), Санкт-Петербурга (62), Краснодарского края (52), Севастополя (15).

Принявший орган не указан более чем для 3 000 действующих муниципальных актов. Наибольшее количество составляют акты Псковской области (2 641), Чеченской Республики (217), Оренбургской области (139), Кабардино-Балкарской Республики (80), Архангельской (75), Тульской (43), Ленинградской (24) областей, Удмуртской Республики (21), Волгоградской области (20).

2. Нарушение пункта 12 Методики, согласно которому муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу)
и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

Количество внесенных в федеральный регистр с 01.01.2022 по 08.09.2022 изменяющих муниципальных актов составило более 330 тыс. При этом количество созданных актуальных редакций муниципальных актов – только 285 тыс.

В 2022 году не актуализировались муниципальные акты Республики Тыва, Чеченской Республики, Камчатского, Пермского краев, Ленинградской, Тульской и Сахалинской областей.

3. Нарушение пункта 13 Методики, которым предусмотрено внесение в федеральный регистр сведений об источниках официального опубликования муниципальных актов.

В федеральном регистре содержится 14% муниципальных актов без сведений об источниках официального опубликования (обнародовании) (далее – сведения об опубликовании).

В 10% муниципальных актов, внесенных в федеральный регистр в 2022 году, отсутствуют сведения об опубликовании.

В федеральном регистре содержатся сведения об опубликовании всех внесенных в 2022 году в него актов Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Хабаровского края, Костромской, Новгородской, Омской областей, Санкт-Петербурга.

Не вносились в 2022 году в федеральный регистр сведения об опубликовании муниципальных актов Чеченской Республики.

Сведения об опубликовании отсутствуют более чем у 50% внесенных в 2022 году в федеральный регистр муниципальных актов Республики Дагестан, Алтайского края, Амурской, Архангельской, Владимирской, Вологодской и Воронежской областей.

4. Нарушение пункта 14 Методики, согласно которой при внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

По данным федерального регистра, 4% муниципальных актов не классифицированы в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

Из внесенных в 2022 году в федеральный регистр муниципальных актов коды классификатора не присвоены 34 000 муниципальных актов. Наибольшее количество таких актов составляют муниципальные акты Калужской (100%), Псковской (99%) областей, Республики Дагестан (97%), Тамбовской (89%), Воронежской (47%) областей.

 

III. Актуализация региональных регистров, представляемых в Минюст России

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию региональных регистров, представляемых в Минюст России, не реже одного раза в 15 дней.

Актуализация региональных регистров должна обеспечивать пополнение федерального регистра не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

В первом полугодии 2022 г. федеральный регистр не пополнялся актами более 1 700 муниципальных образований 56 субъектов Российской Федерации. Данная информация была направлена высшим исполнительным органам соответствующих субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 30.06.2022 № 13/74348-ДЖ).

В начале сентября количество таких муниципальных образований уменьшилось до 800.

По результатам анализа сведений о пополнении федерального регистра муниципальными актами в 2022 году установлено, что с 24.11.2021 по 08.09.2022 не направлялись для включения в федеральный регистр муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики; не включались в федеральный регистр муниципальные акты муниципальных образований других субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество таких муниципальных образований в Чеченской Республике (155), Республике Саха (Якутия) (67), Самарской области (54), Кабардино-Балкарской Республике (49), республиках Дагестан (48), Тыва (38), Карелия (31), Тюменской области (30), Республике Ингушетия (23), Амурской области (19).

Информация о муниципальных образованиях, в которых отсутствуют муниципальные акты, принятые в период 2018 – 2021 гг. и более ранние периоды, ежеквартально размещается Минюстом России на ftp-сервере (письмо Минюста России от 12.03.2021 № 08/27199-ЮЛ).

Кроме того, ежемесячно осуществляется выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений уставов муниципальных образований из государственного реестра уставов муниципальных образований для их включения в регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 23.06.2021 № 08/71824-АЛ), а также для актуализации справочников территорий муниципальных образований при изменении сведений в государственном реестре муниципальных образований в случаях преобразований муниципальных образований.

 

IV. Рекомендации

В целях минимизации ошибок при ведении федерального регистра рекомендуется использовать возможности портала Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (далее – Портал), доступ к которому осуществляется по адресу http://pravo-minjust.ru, а также автоматические формы поиска нарушений в подсистеме «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (далее – ПС НПА ЕСИТО).

На Портале можно настроить поиск муниципальных актов по виду документа, дате его принятия, наименованию, принявшему органу, номеру документа, субъекту Российской Федерации, статусу действия и другим критериям.

Для быстрого выявления ошибок, связанных с неправильным указанием видов документа, органа принятия, статуса соответствия, можно использовать раздел «Фильтры», в котором обеспечена сортировка муниципальных актов по названным критериям.

В АРМ «Аналитика» ПС НПА ЕСИТО в разделе «Статистика» содержатся формы поиска («Наличие экспертных заключений», «Отсутствие номера государственной регистрации и классификаторов», «Выявление дублей», «Сроки создания редакций»), с использованием которых можно выявить соответствующие нарушения ведения федерального регистра.

Положительной практикой является работа уполномоченных органов с перечнями принятых органами местного самоуправления муниципальных актов для обеспечения достоверности, полноты и актуальности региональных регистров. Законы субъектов Российской Федерации о региональных регистрах, устанавливающие обязанность для органов местного самоуправления направлять перечни принятых
ими муниципальных актов в уполномоченный орган, приняты, например, в Вологодской, Липецкой, Новосибирской областях.

В целях обеспечения полноты, достоверности и актуальности сведений, содержащихся в федеральном регистре, рекомендуется контролировать их размещение на Портале после направления для включения в федеральный регистр.

Уполномоченным органам необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений требований Методики, актуализации региональных регистров, а также обеспечить контроль за своевременностью направления сведений в федеральный регистр.