Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за 2023 год

I. Сведения о количестве муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов

В 2023 году Министерством юстиции Российской Федерации продолжена работа по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты).

По состоянию на 18.12.2023 в федеральный регистр включено 12 млн 395 тыс. муниципальных актов.

Из 8 млн 971 тыс. действующих муниципальных актов:

проведена правовая экспертиза 22% муниципальных актов, из них в 7,5% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований;

4% муниципальных актов находятся на правовой экспертизе;

не требуется проведение правовой экспертизы 32% муниципальных актов;

правовая экспертиза 42% муниципальных актов не проводилась.

В 2023 году (по состоянию на 18.12.2023) в федеральный регистр включено более 888,6 тыс. муниципальных актов, более 252,5 тыс. экспертных заключений, более 171 тыс. иных дополнительных сведений, создано почти 400 тыс. актуальных редакций основных актов.

Из включенных в указанный период в федеральный регистр муниципальных актов:

проведена правовая экспертиза 18% муниципальных актов, по результатам которой в 7% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, уставам муниципальных образований;

5% муниципальных актов находятся на правовой экспертизе;

не требуется проведение правовой экспертизы 38% муниципальных актов;

правовая экспертиза 39% муниципальных актов не проводилась.

 

II. О результатах ведения федерального регистра

В результате проведенной уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по ведению регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченные органы, региональные регистры соответственно) работы по устранению выявленных нарушений порядка ведения федерального регистра по состоянию на 18.12.2023 количество муниципальных актов без номера государственной регистрации уменьшилось с 12 тыс. в 2022 году до 1,7 тыс. в 2023 году.

По сравнению с 2022 годом в 2023 году:

на 2,3% уменьшилось общее количество действующих муниципальных актов, содержащихся в федеральном регистре без сведений об источниках официального опубликования (обнародования) (далее – сведения об опубликовании), и на 1% – без кодов классификаторов муниципальных актов;

на 6,6% уменьшилось количество муниципальных актов, включаемых уполномоченными органами в федеральный регистр без сведений об опубликовании муниципальных актов, и на 3% – без кодов классификаторов муниципальных актов;

на 2,5% увеличилась доля муниципальных актов, актуализированных в связи с внесением в них изменений.

По состоянию на 18.12.2023 остаются следующие типичные нарушения требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 04.03.2021 № 27 (далее – Методика).

1. Нарушения пункта 9 Методики, согласно которому в федеральный регистр включаются номера регистрации муниципальных актов в регистре, тексты муниципальных актов и дополнительных сведений, реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название) и дополнительных сведений.

1.1. Отсутствие номеров государственной регистрации.

Без номеров государственной регистрации в федеральном регистре содержится около 1,7 тыс. муниципальных актов. Наибольшее количество составляют акты Забайкальского края (208), Ленинградской области (200), Республики Алтай (160), Белгородской области (151), Кабардино-Балкарской Республики (116).

Из 410 муниципальных актов, принятых органами местного самоуправления в 2023 году и содержащихся в федеральном регистре
без номера государственной регистрации, наибольшее количество составляют акты Кабардино-Балкарской Республики (87), Тюменской области (63), Забайкальского края (46), Республики Алтай (33).

1.2. Неправильное указание вида муниципального акта.

В федеральном регистре содержатся действующие муниципальные акты с непредусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами муниципальных актов: «Иное», «Инструкция», «Правила», «Положение», «Заключение». В основном указанные виды присвоены муниципальным актам ошибочно.

В 2023 году в федеральный регистр внесено 67 муниципальных актов, которым ошибочно присвоен вид акта «Правила», «Положение», «Инструкция» и «Иное»: Краснодарский край (3), Владимирская (4), Иркутская (4) области, республики Алтай (4), Крым (4), Саха (Якутия) (3), Тульская область (3) и другие.

Ошибочно присвоен вид акта «Соглашение» муниципальным актам республик Татарстан (RU16045412202300021 от 11.09.2023), Алтай (RU02006418202300025 от 18.05.2023 (и неправильный орган принятия), Брянской области (RU32005515202300011 от 13.11.2023).

Неправильный вид акта «Заключение» присвоен муниципальному акту Республики Дагестан (RU05078308202100026 от 06.09.2021).

Не исправлен ошибочно присвоенный вид акта «Соглашение» муниципальному акту Республики Алтай (RU02006418202300025 от 18.05.2023), указанному в обзоре практики ведения федерального регистра за первое полугодие 2023 года.

1.3. Неправильное указание даты принятия (издания) муниципальных актов.

Распространено неверное указание в карточке документа даты принятия муниципального акта, которая значительно превышает дату принятия муниципального акта в соответствии с его реквизитами.

По состоянию на 18.12.2023 указанное нарушение содержится, например, в муниципальных актах органов местного самоуправления муниципальных образований республик Башкортостан (RU03085409202300002 от 10.08.2023), Алтай (RU02008116202300014
от 27.10.2023), Камчатского края (RU91000305202300022 от 09.08.2023), Калужской области (RU40003221202300052 от 06.12.2023).

Не исправлена неверная дата принятия муниципального акта Тюменской области (RU72029405202300004 от 02.06.2023), указанного
в обзоре практики ведения федерального регистра за первое полугодие 2023 года.

1.4. Неправильное указание или неуказание органа, принявшего муниципальный акт.

В федеральном регистре содержится:

более 8 тыс. действующих муниципальных актов, для которых
не указан принявший орган (наибольшее количество: Республика Татарстан (3 347), Псковская область (2 640), Республика Саха (Якутия) (1 523), Чеченская Республика (217), Оренбургская область (131), из них в 2023 году внесены в федеральный регистр 28 таких муниципальных актов: Республика Саха (Якутия) (20), Псковская
область (6), Республика Татарстан (2);

более 25,5 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования, например: «местная администрация», «Администрация муниципального района «Дербентский район» и другие (наибольшее количество таких актов: Республика Саха (Якутия) (3 756), Саратовская (3 364), Тюменская (1 135) области, республики
Дагестан (848), Мордовия (837), Ростовская область (819), Красноярский край (795) и другие), из них в 2023 году внесены в федеральный регистр более 1,6 тыс. таких муниципальных актов (наибольшее количество данных актов: Красноярский край (158), Тюменская область (138), Чеченская Республика (130), Новосибирская (113), Саратовская (113) области, Республика Крым (79), Забайкальский край (77) и другие);

более 18,4 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (наибольшее количество данных актов: Камчатский край (10 832), Чеченская Республика (1 662), Краснодарский край (1 481), Омская область (859), Республика Дагестан (749) и другие), из них в 2023 году внесены в федеральный регистр 873 таких муниципальных акта (наибольшее количество данных актов: Камчатский край (314), Чеченская Республика (282), Краснодарский край (84), Республика Татарстан (40), Забайкальский край (28), республики
Адыгея (27), Саха (Якутия) (27), Алтай (18), Северная Осетия – Алания (12) и другие).

Из внесенных в 2023 году муниципальных актов в федеральном регистре содержится:

28 муниципальных актов, у которых не указан принявший их орган (Республика Саха (Якутия) (20), Псковская область (6), Республика Татарстан (2);

1 740 муниципальных актов с видом акта «решение» и принявшим органом, в названии которого содержится слово «администрация»: (Красноярский край (191), Тюменская область (143), Чеченская Республика (134), Саратовская (122), Новосибирская (120) области, Республика Крым (91), Забайкальский край (83), Ростовская область (72) и другие;

889 муниципальных актов с видом акта «решение» и принявшим органом, в названии которого содержится слово «глава»: (Камчатский край (317), Чеченская Республика (286), Краснодарский край (86), Республика Татарстан (42) и другие.

Не устранены указанные в обзоре практики ведения федерального регистра за первое полугодие 2023 года нарушения, связанные с:

неуказанием органа, принявшего муниципальный акт (Псковская область (RU60029205201000275 от 09.06.2023; RU60029205201000272 от 08.06.2023; RU60029205201000270 от 08.06.2023; RU60029205201000268 от 08.06.2023);

неправильным указанием для муниципальных актов с видом акта «решение» принявшего органа «местная администрация» (Кабардино-Балкарская Республика (RU07013416202200009 от 15.03.2023).

2. Нарушение пункта 12 Методики, согласно которому муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

Количество внесенных в федеральный регистр с 01.01.2023 по 18.12.2023 изменяющих муниципальных актов составило 445 тыс. При этом количество созданных актуальных редакций муниципальных актов – только 400 тыс. (90% от количества изменяющих актов).

В 2023 году не актуализировались муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края, Владимирской и Ленинградской областей, Чеченской Республики (создана только 1 редакция). Муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований 39 субъектов Российской Федерации актуализировались не в полном объеме.

Наименьшее количество актуальных редакций муниципальных актов (доля актуальных редакций от количества внесенных изменяющих муниципальных актов) создано уполномоченными органами Пермского края (6,7%), Ярославской области (7,7%), Республики Тыва (12,3%), Самарской области (16,6%), Краснодарского края (19,2%), Ростовской области (20,3%), Сахалинской области (20,5%).

Вместе с тем количество созданных в 2023 году актуальных редакций муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 41 субъекта Российской Федерации превышает количество внесенных в этот период в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов, что позволяет сделать вывод о соблюдении требования об актуализации муниципальных актов
этих субъектов Российской Федерации.

Наибольшее количество актуальных редакций муниципальных актов создано уполномоченными органами Московской (22 861 редакция, что составляет 184% от количества изменяющих актов), Саратовской (20 893 редакции, что составляет 135,5% от количества изменяющих актов) и Воронежской (20 202 редакции, что составляет 105% от количества изменяющих актов) областей.

3. Нарушение пункта 13 Методики, которым предусмотрено внесение в федеральный регистр сведений об источниках официального опубликования муниципальных актов.

В федеральном регистре содержится 11,7% действующих муниципальных актов без сведений об опубликовании.

Сведения об опубликовании отсутствуют у 4% муниципальных актов, внесенных в федеральный регистр в 2023 году.

Из внесенных в 2023 году наибольшее количество таких муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области (64,2%), Республики Дагестан (40,3%), Владимирской (34,5%), Вологодской (34,5%) областей, Республики Ингушетия (33,8), Удмуртской Республики (30,8%), Томской (25,7%), Волгоградской (21,9%), Калининградской (20,3%) областей.

Вместе с тем в федеральный регистр включены сведения об опубликовании всех муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 12 субъектов Российской Федерации: республик Калмыкия, Марий Эл, Хакасия, Чувашской Республики, Красноярского и Хабаровского краев, Московской, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Саратовской областей, Санкт-Петербурга.

Менее 10 составляет количество муниципальных актов без сведений об опубликовании из включенных в 2023 году в федеральный регистр уполномоченными органами еще 21 субъекта Российской Федерации.

4. Нарушение пункта 14 Методики, согласно которой при внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

По данным федерального регистра, не классифицированы в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов 1,5% действующих муниципальных актов.

Из внесенных в 2023 году в федеральный регистр муниципальных актов коды классификатора не присвоены 14,3 тыс. (1,6%) муниципальных актов.

Не осуществлял в текущем году классификацию муниципальных актов уполномоченный орган Калужской области.

Наибольшее количество муниципальных актов без кодов классификатора составляют муниципальные акты Псковской области (36,5%), Республики Тыва (22,3%), Санкт-Петербурга (13%).

 

III. Актуализация региональных регистров,
представляемых в Минюст России

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию региональных регистров, представляемых в Минюст России, не реже одного раза в 15 дней.

Актуализация региональных регистров должна обеспечивать пополнение федерального регистра не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

В 2023 году в основном уполномоченные органы большинства субъектов Российской Федерации своевременно направляли сведения
для актуализации федерального регистра.

С нарушением установленных требований актуализировался региональный регистр Карачаево-Черкесской Республики: в текущем году в Минюст России направлено только 3 обновления регионального регистра, последнее – 03.07.2023.

По состоянию на 18.12.2023 не соблюден 15-дневный срок актуализации представляемых в Минюст России региональных регистров Республики Адыгея (последнее обновление от 30.11.2023), Амурской (последнее обновление от 30.11.2023), Калужской (последнее обновление от 27.11.2023), Курганской (последнее обновление от 30.11.2023), Ленинградской (последнее обновление от 24.11.2023) областей.

Более 20 дней составила в текущем году средняя периодичность обновления региональных регистров Республики Дагестан, Архангельской, Курганской, Ярославской областей.

В 2023 году федеральный регистр не пополнялся муниципальными актами органов местного самоуправления 415 муниципальных образований (2,3% от общего числа действующих муниципальных образований) 31 субъекта Российской Федерации. Перечень таких муниципальных образований (далее – перечень) размещен Минюстом России на ftp-сервере по адресу: ftp://mregister:pOtBjK0dMJ@mregister.scli.ru/_archive/Stat/ с разбивкой по субъектам Российской Федерации.

По сравнению с 2022 годом количество таких муниципальных образований уменьшилось на 113.

Согласно перечню в 2023 году наибольшее количество муниципальных образований, муниципальными актами которых не пополнялся федеральный регистр, расположено в республиках Саха (Якутия) (108), Дагестан (72), Самарской (47), Псковской (29)
и Челябинской (23) областях.

Необходимо отметить, что при формировании перечня учитываются муниципальные акты, привязанные к конкретному муниципальному образованию. Муниципальные акты, имеющие привязку к субъекту Российской Федерации, при формировании перечня не могут учитываться.

Из внесенных в текущем году в федеральный регистр муниципальных актов привязку к субъекту Российской Федерации имеют, например, муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края (34), Вологодской области (6), Карачаево-Черкесской Республики (5), республик Северная Осетия – Алания (4) и Татарстан (4), Ульяновской области (3).

Информация о муниципальных образованиях, муниципальными актами которых длительно не пополняется федеральный регистр, ежеквартально размещается Минюстом России на ftp-сервере
(письмо Минюста России от 12.03.2021 № 08/27199-ЮЛ).

Кроме того, ежемесячно осуществляются выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений уставов муниципальных образований из государственного реестра уставов муниципальных образований для их включения в регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 23.06.2021 № 08/71824-АЛ), а также для актуализации справочников территорий муниципальных образований при изменении сведений в государственном реестре муниципальных образований в случаях преобразований муниципальных образований.

 

IV. Рекомендации

В целях обеспечения полноты, достоверности, актуальности сведений, содержащихся в федеральном регистре, и минимизации ошибок при его ведении уполномоченным органам рекомендуется:

1. Обеспечить контроль за своевременностью направления сведений в федеральный регистр.

2. Обеспечить контроль размещения сведений после направления их для включения в федеральный регистр на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (далее – Портал), доступ к которому осуществляется по адресу http://pravo-minjust.ru.

3. Обеспечить загрузку в региональные регистры размещаемых на ftp-сервере обновлений уставов муниципальных образований из государственного реестра уставов муниципальных образований.

4. Обеспечить ведение региональных регистров в соответствии
с требованиями Методики.

5. Принять меры по устранению выявленных нарушений требований Методики и актуализации региональных регистров.

6. Использовать для поиска нарушений возможности Портала и автоматические формы в подсистеме «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.