Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за первое полугодие 2023 года

I. Сведения о количестве муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов

 

В 2023 году Министерством юстиции Российской Федерации продолжена работа по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты).

По состоянию на 20.06.2023 в федеральный регистр включено почти 12 млн муниципальных актов.

Из 8 млн 627 тыс. действующих муниципальных актов:

проведена правовая экспертиза 22% муниципальных актов, из них в 8% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований;

3% муниципальных актов находятся на правовой экспертизе;

не требуется проведение правовой экспертизы 32% муниципальных актов;

правовая экспертиза 43% муниципальных актов не проводилась.

В первом полугодии 2023 года (по состоянию на 20.06.2023) в федеральный регистр включено почти 453,5 тыс. муниципальных актов, более 122 тыс. экспертных заключений, более 50 тыс. иных дополнительных сведений, создано 202,5 тыс. актуальных редакций основных актов.

Из включенных в указанный период в федеральный регистр муниципальных актов:

проведена правовая экспертиза 16% муниципальных актов,
по результатам которой в 7% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, уставам муниципальных образований;

6% муниципальных актов находятся на правовой экспертизе;

не требуется проведение правовой экспертизы 37% муниципальных актов;

правовая экспертиза 41% муниципальных актов не проводилась.

 

II. О результатах ведения федерального регистра

 

По данным обзоров, представленных территориальными органами Минюста России, выявленные ими в предыдущий период нарушения порядка ведения федерального регистра уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по ведению регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченные органы, региональные регистры соответственно) в основном устранены.

В результате проведенной уполномоченными органами работы количество муниципальных актов без номера государственной регистрации уменьшилось с 12 тыс. до 3,5 тыс.

По сравнению с 2022 годом в первом полугодии 2023 года на 4% увеличилась доля муниципальных актов, актуализированных в связи с внесением в них изменений.

По состоянию на 20.06.2023 остаются следующие типичные нарушения требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 04.03.2021 № 27 (далее – Методика).

1. Нарушения пункта 9 Методики, согласно которому
в федеральный регистр включаются номера регистрации муниципальных актов в регистре, тексты муниципальных актов и дополнительных сведений, реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название) и дополнительных сведений.

1.1. Отсутствие номеров государственной регистрации.

Без номеров государственной регистрации в федеральном регистре содержится около 3,5 тыс. муниципальных актов. Наибольшее количество составляют акты Тюменской (954), Пензенской (518), Ростовской (209), Ленинградской (204) областей, Кабардино-Балкарской Республики (199), Забайкальского края (180), Республики Алтай (165), Белгородской (151) и Архангельской (104) областей.

Из 557 муниципальных актов, принятых органами местного самоуправления в первом полугодии 2023 года и содержащихся в федеральном регистре без номера государственной регистрации, наибольшее количество составляют акты Кабардино-Балкарской Республики (149), Тюменской (99), Сахалинской (72) областей, Забайкальского края (38), Республики Алтай (35).

1.2. Неправильное указание вида муниципального акта.

В федеральном регистре содержатся действующие муниципальные акты с непредусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» видами муниципальных актов: «Иное», «Инструкция», «Правила», «Положение», «Заключение». В основном указанные виды присвоены муниципальным актам ошибочно.

В 2023 году (по состоянию на 20.06.2023) в федеральный регистр внесено 73 муниципальных акта, которым ошибочно присвоен вид акта «Правила», «Положение» и «Инструкция»: Брянская (18), Саратовская (6) области, Республика Саха (Якутия) (5), Самарская (5), Архангельская (2), Владимирская (2) области, Еврейская автономная область (2), Забайкальский край (2), Калужская (2), Курганская (2) области, Ненецкий автономный округ (2), республики Алтай (2), Хакасия (2), Сахалинская (2), Тульская (2) области, Чеченская Республика (2) и другие.

Ошибочно присвоен вид акта «Соглашение» муниципальным актам республик Хакасия (RU19011305202300029 от 19.04.2023; RU19028818202200011 от 13.02.2023), Алтай (RU02006418202300025 от 18.05.2023), Мордовия (RU13031617200700009 от 23.01.2023).

1.3. Неправильное указание даты принятия (издания) муниципальных актов.

Распространено неверное указание в «карточке документа» даты принятия муниципального акта, которая значительно превышает дату принятия муниципального акта в соответствии с его реквизитами.

По состоянию на 20.06.2023 указанное нарушение содержится, например, в муниципальных актах органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области (RU61029508202400001 от 20.04.2023; RU61047910202300001 от 09.01.2023; RU61047418202300001 от 09.01.2023; RU61000409202300001 от 10.02.2023; RU61024610202300001 от 28.04.2023; RU61047810202300001 от 09.01.2023), Камчатского края (RU91000518202400001 от 16.03.2023; RU91004206202300001 от 14.03.2023; RU91002306202300003 от 09.03.2023; RU91000518202300017 от 16.05.2023; RU91002306202300002 от 13.02.2023), Республики Дагестан (RU05013213202300001 от 14.04.2023; RU05013213202300002 от 14.04.2023; RU05013213202300003 от 14.04.2023; RU05013213202300004 от 14.04.2023), республик Башкортостан (RU03031205202300001 от 30.03.2023), Саха (Якутия) (RU14043916202400001 от 19.06.2023), Чувашской Республики (RU21036208202300158 от 12.05.2023), Нижегородской (RU52091323202300110 от 27.04.2023), Тюменской (RU72029405202300004 от 02.06.2023) областей.

Не исправлена неверная дата принятия муниципального акта Чеченской Республики (RU20003899202200001 от 21.02.2022), указанного в обзоре практики ведения федерального регистра в 2022 году.

1.4. Неправильное указание или неуказание органа, принявшего муниципальный акт.

Не устранены указанные в обзоре практики ведения федерального регистра в 2022 году нарушения, связанные с неуказание органа, принявшего муниципальный акт, и с неправильным указанием для муниципальных актов с видом акта «решение» принявшего органа «местная администрация», у которой нет полномочий на принятие решений.

В федеральном регистре содержится:

более 3,5 тыс. действующих муниципальных актов, для которых не указан принявший орган, из них в первом полугодии 2023 года внесены в федеральный регистр 5 таких муниципальных актов Псковской области (RU60029205201000275 от 09.06.2023; RU60029205201000272 от 08.06.2023; RU60029205201000270 от 08.06.2023; RU60029205201000268 от 08.06.2023; RU60029205201000268 от 08.06.2023);

более 4,4 тыс. действующих муниципальных актов с неправильным указанием принявшего органа «местная администрация» для муниципальных актов с видом акта «решение», из них в первом полугодии 2023 года внесены в федеральный регистр 16 таких муниципальных актов Кабардино-Балкарской Республики, (например: RU07009515202300003 от 23.03.2023; RU07013416202200009 от 15.03.2023; RU07013415202200010 от 15.03.2023 и другие).

2. Нарушение пункта 12 Методики, согласно которому муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

Количество внесенных в федеральный регистр с 01.01.2023 по 20.06.2023 изменяющих муниципальных актов составило 221,5 тыс. При этом количество созданных актуальных редакций муниципальных актов – только 202,5 тыс.

В первом полугодии 2023 года не актуализировались муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, Чеченской Республики, Камчатского края, Владимирской и Ленинградской областей. Муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований 37 субъектов Российской Федерации актуализировались не в полном объеме.

Вместе с тем количество созданных в первом полугодии 2023 года актуальных редакций муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 43 субъектов Российской Федерации превышает количество внесенных в этот период в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов, что позволяет сделать вывод об актуализации муниципальных актов этих субъектов Российской Федерации в полном объеме.

3. Нарушение пункта 13 Методики, которым предусмотрено внесение в федеральный регистр сведений об источниках официального опубликования муниципальных актов.

В федеральном регистре содержится 14% действующих муниципальных актов без сведений об источниках официального опубликования (обнародовании) (далее – сведения об опубликовании).

Сведения об опубликовании отсутствуют в 8,4% муниципальных актов, внесенных в федеральный регистр с 01.01.2023 по 20.06.2023.

В первом полугодии 2023 года в федеральный регистр внесено без сведений об опубликовании наибольшее количество муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской (90%), Воронежской (72%), Вологодской (61%) областей, Республики Дагестан (59%), Кемеровской области – Кузбасса (47%), Чеченской Республики (33%), Владимирской области (32%).

Вместе с тем в федеральный регистр включены сведения об опубликовании всех муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Хабаровского края, Иркутской, Костромской, Московской, Омской, Оренбургской, Орловской, Саратовской, Смоленской областей, Санкт-Петербурга, внесенных в федеральный регистр в первом полугодии 2023 года.

4. Нарушение пункта 14 Методики, согласно которой при внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

По данным федерального регистра не классифицированы в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов 4,5% действующих муниципальных актов.

Из внесенных в первом полугодии 2023 года в федеральный регистр муниципальных актов коды классификатора не присвоены 20,3 тыс. муниципальных актов (4,5%). Наибольшее количество таких актов составляют муниципальные акты Калужской (100%), Тамбовской (90%), Псковской (40%) областей, республик Тыва (35%), Дагестан (32%), Воронежской (30%) области.

 

III. Актуализация региональных регистров,
представляемых в Минюст России

 

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию региональных регистров, представляемых в Минюст России, не реже одного раза в 15 дней.

Актуализация региональных регистров должна обеспечивать пополнение федерального регистра не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

С 01.01.2023 по 20.06.2023 уполномоченные органы всех субъектов Российской Федерации направляли сведения для актуализации федерального регистра. С нарушением установленного 15-дневного срока направлялись муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (2 обновления, средняя периодичность 75 дней), Ростовской области (3 обновления, средняя периодичность 50 дней), Республики Дагестан и Ульяновской области (6 обновлений, средняя периодичность 25 дней), Иркутской и Ярославской областей (7 обновлений, средняя периодичность 21 день).

В первом полугодии 2023 года федеральный регистр не пополнялся муниципальными актами органов местного самоуправления 1,2 тыс. муниципальных образований (6,7% от общего числа действующих муниципальных образований) 48 субъектов Российской Федерации. Перечень таких муниципальных образований размещен Минюстом России на ftp-сервере по адресу: ftp://mregister:pOtBjK0dMJ@mregister.scli.ru/_archive/Stat/ с разбивкой по субъектам Российской Федерации.

Согласно перечню, в первом полугодии 2023 года наибольшее количество муниципальных образований, муниципальными актами которых не пополнялся федеральный регистр, расположено в Ростовской области (170), Республике Саха (Якутия) (169), Тюменской области (92), Республике Дагестан (79), Брянской (73), Самарской (67) областях и Республике Тыва (60).

Наибольшая доля таких муниципальных образований от общего числа действующих муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, в Республике Тыва (42%), Кабардино-Балкарской Республике (39%), Республике Саха (Якутия) (38%), Ростовской области (37%), Псковской области (34%), Камчатском крае (33%), Республике Северная Осетия – Алания и Брянской области (31%), Тюменской области (30%), в Республике Коми (29%), Удмуртской Республике (27%), Республике Ингушетия (20%).

Необходимо отметить, что при формировании перечня учитываются муниципальные акты, привязанные к конкретному муниципальному образованию. Муниципальные акты, имеющие привязку к субъекту Российской Федерации, при формировании перечня не могут учитываться.

Из внесенных с 01.01.2023 по 20.06.2023 в федеральный регистр муниципальных актов привязку к субъекту Российской Федерации имеют, например, муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области (19), Ростовской области (9), Республики Тыва (3).

Информация о муниципальных образованиях, муниципальными актами которых длительно не пополняется федеральный регистр, ежеквартально размещается Минюстом России на ftp-сервере (письмо Минюста России от 12.03.2021 № 08/27199-ЮЛ).

Кроме того, ежемесячно осуществляется выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений уставов муниципальных образований из государственного реестра уставов муниципальных образований для их включения в регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 23.06.2021 № 08/71824-АЛ), а также для актуализации справочников территорий муниципальных образований при изменении сведений в государственном реестре муниципальных образований в случаях преобразований муниципальных образований.

 

IV. Рекомендации

 

В целях обеспечения полноты, достоверности, актуальности сведений, содержащихся в федеральном регистре, и минимизации ошибок при его ведении уполномоченным органам рекомендуется:

1. Обеспечить контроль за своевременностью направления сведений в федеральный регистр.

2. Обеспечить контроль размещения сведений после направления их для включения в федеральный регистр на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (далее – Портал), доступ к которому осуществляется по адресу http://pravo-minjust.ru.

3. Обеспечить ведение региональных регистров в соответствии с требованиями Методики.

4. Принять меры по устранению выявленных нарушений требований Методики и актуализации региональных регистров.

5. Использовать для поиска нарушений возможности Портала и автоматические формы в подсистеме «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.