I. Сведения о количестве муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, и проведении их правовой экспертизы
В первом полугодии 2025 года Министерством юстиции Российской Федерации продолжена работа по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).
Федеральный регистр является государственной информационной системой, содержащей в электронном виде муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты).
По состоянию на 01.07.2025 в федеральный регистр включено почти 13 млн 745 тыс. муниципальных актов, из которых более 9 млн 548 тыс. действующие.

Из 22,6% муниципальных актов, правовая экспертиза которых проведена, в 7,2% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований.
В первом полугодии 2025 года в федеральный регистр включено более 430 тыс. муниципальных актов (из них почти 9,5 тыс. – муниципальные акты муниципальных образований, исключенных из государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации), более 112,5 тыс. сведений о результатах проведения правовой экспертизы муниципальных актов, почти 61 тыс. иных дополнительных сведений.

Из 16,4% муниципальных актов, правовая экспертиза которых проведена, в 5,4% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований.
В федеральном регистре отсутствуют включенные в первом полугодии 2025 года сведения о результатах проведения правовой экспертизы муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республик, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Ульяновской областей.
Количество в федеральном регистре сведений о результатах проведения правовой экспертизы, внесенных в первом полугодии 2025 года уполномоченными органами республик Карелия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Волгоградской области, Кемеровской области – Кузбасса, Московской, Псковской, Ярославской областей, составляет менее 1% от количества включенных в него в указанный период муниципальных актов, а уполномоченными органами Республики Бурятия, Алтайского, Камчатского, Красноярского, Пермского, Приморского краев, Архангельской, Владимирской, Калининградской, Курганской, Мурманской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тульской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – от 1% до 10% от количества включенных в него в указанный период муниципальных актов.
Количество внесенных в федеральный регистр в первом полугодии 2025 года сведений о результатах проведения правовой экспертизы муниципальных актов превышает количество внесенных в него за этот период муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области (152%), Ямало-Ненецкого автономного округа (131,3%), Луганской Народной Республики (126,7%), Севастополя (110,2%), республик Крым (109,1%), Адыгея (108,1%), Ненецкого автономного округа (106,8%), Республики Башкортостан (104%), Сахалинской области (102,5%), Еврейской автономной области (101,5%), Запорожской (100,5%), Челябинской (100,2%) областей, что позволяет сделать вывод о полноте проводимой уполномоченными органами указанных субъектов Российской Федерации правовой оценки муниципальных актов.
II. Актуализация региональных регистров, представляемых в Минюст России
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию региональных регистров, представляемых в Минюст России, не реже одного раза в 15 дней.
Актуализация региональных регистров должна обеспечивать пополнение федерального регистра не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.
В первом полугодии 2025 года уполномоченные органы большинства субъектов Российской Федерации своевременно направляли сведения для актуализации федерального регистра в рассматриваемый период.
Не направлялись сведения в указанный период уполномоченным органом Херсонской области.
Продолжают нарушать 15-дневный срок актуализации представленных в Минюст России региональных регистров (среднее количество дней между обновлениями превышает 15 дней) уполномоченные органы Республики Адыгея (180 дней, единственное обновление поступило 10.06.2025), Архангельской области (20 дней) и Карачаево-Черкесской Республики (18 дней, последнее обновление поступило 07.04.2025)
В отчетном периоде 2025 года указанный срок не соблюден также уполномоченными органами Ростовской (36 дней), Белгородской (30 дней, последнее обновление поступило 25.02.2025), Липецкой (23 дня, последнее обновление поступило 15.05.2025) областей, Ульяновской области и Еврейской автономной области (20 дней), Камчатского края и Ярославской области (16 дней).
В первом полугодии 2025 года федеральный регистр не пополнялся муниципальными актами органов местного самоуправления 841 муниципального образования (5% от общего числа действующих муниципальных образований) 44 субъектов Российской Федерации.
Перечень таких муниципальных образований (далее – перечень) размещен Минюстом России на ftp-сервере с разбивкой по субъектам Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации с наибольшим количеством муниципальных образований, муниципальными актами которых длительно не пополнялся федеральный регистр, приведены в таблице.
|
Субъект Российской Федерации |
Количество действующих муниципальных образований, акты которых не включались |
Доля от общего количества действующих муниципальных образований |
|
Белгородская область |
105 |
49,5% |
|
Республика Саха (Якутия) |
90 |
20,2% |
|
Тюменская область |
85 |
28,4% |
|
Республика Дагестан |
70 |
9,2% |
|
Ростовская область |
63 |
13,6% |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
55 |
55,0% |
|
Челябинская область |
52 |
17,8% |
|
Чеченская Республика |
42 |
18,3% |
|
Республика Тыва |
36 |
25,2% |
|
Самарская область |
36 |
10,5% |
|
Орловская область |
31 |
12,4% |
|
Алтайский край |
28 |
4,1% |
|
Республика Мордовия |
27 |
9,9% |
|
Республика Калмыкия |
14 |
11,0% |
|
Псковская область |
10 |
11,8% |
|
Брянская область |
10 |
4,2% |
|
Удмуртская Республика |
8 |
26,7% |
При формировании перечня учитываются муниципальные акты, привязанные к конкретному муниципальному образованию. Муниципальные акты, имеющие привязку к субъекту Российской Федерации, при формировании перечня не могут учитываться.
Количество муниципальных актов в федеральном регистре
с привязкой к субъекту Российской Федерации по сравнению с прошлым периодом уменьшилось с 317 до 161 акта. Из оставшихся муниципальных актов с неправильной привязкой к территории наибольшее количество составляют муниципальные акты Пермского края (51), Карачаево-Черкесской Республики (40), Еврейской автономной области (17), Ивановской (6), Саратовской (6), Челябинской (5) областей, Республики Крым (3), Удмуртской Республики (3), а также другие. Информация о муниципальных образованиях, муниципальными актами которых длительно не пополняется федеральный регистр, ежеквартально размещается Минюстом России на ftp-сервере (письмо Минюста России от 12.03.2021 № 08/27199-ЮЛ).
Кроме того, ежемесячно осуществляются выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений уставов муниципальных образований из государственного реестра уставов муниципальных образований для их включения в регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 23.06.2021 № 08/71824-АЛ), а также для актуализации справочников территорий муниципальных образований при изменении сведений в государственном реестре муниципальных образований в случаях преобразований муниципальных образований.
В целях обеспечения возможности включения в региональные регистры муниципальных актов, принимаемых органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований до государственной регистрации их уставов, выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений сведений из государственного реестра уставов муниципальных образований дополнительно осуществляются для актуализации справочников территорий муниципальных образований после поступления в территориальный орган Минюста России соответствующего закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципальных образований (письмо Минюста России от 03.10.2024 № 13/103883-ДЖ).
III. О результатах ведения федерального регистра
Отмечена положительная динамика устранения типичных нарушений требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 04.03.2021 № 27 (далее – Методика), указанных в обзорах практики ведения федерального регистра (далее – обзор) за 2023 и 2024 годы.
По состоянию на 01.07.2025 остаются следующие типичные нарушения требований Методики.
1. Нарушения пункта 9 Методики, согласно которому в федеральный регистр включаются номера регистрации муниципальных актов в регистре, тексты муниципальных актов и дополнительных сведений, реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название) и дополнительных сведений.
1.1. Отсутствие номеров государственной регистрации.
В результате проводимой уполномоченными органами работы по устранению выявленных нарушений порядка ведения федерального регистра количество муниципальных актов без номера государственной регистрации уменьшилось до 604 актов (в декабре 2023 года данный показатель составлял 1,7 тыс. муниципальных актов, в декабре 2024 года – почти 1 тыс. муниципальных актов).
Наибольшее количество муниципальных актов в федеральном регистре без номеров государственной регистрации составляют акты Ленинградской области (200), Республики Алтай (48), Приморского края (43), Чеченской Республики (28), Ярославской (28), Ростовской (26), Саратовской (25), Новгородской (24) областей.
В первом полугодии 2025 года в полном объеме устранили нарушение уполномоченные органы Кемеровской области – Кузбасса и Кировской области.
С 289 до 16 уменьшилось в федеральном регистре количество муниципальных актов Кабардино-Балкарской Республики без номеров государственной регистрации.
По состоянию на 01.07.2025 в федеральном регистре без номеров государственной регистрации остаются муниципальные акты:
из принятых до 01.01.2023 – 511 муниципальных актов (Ленинградская область (199), Приморский край (43), Республика Алтай (41), Чеченская Республика (27), Саратовская (25), Новгородская (24), Ростовская (24) области, Карачаево-Черкесская (17), Кабардино-Балкарская (16) республики, Вологодская область (13), республики Карелия (13), Саха (Якутия) (13), Челябинская (9), Томская (8), Московская (6), Ярославская (5) области, республики Бурятия (4), Северная Осетия - Алания (4), Алтайский край (2), Калужская область (2), республики Адыгея (2), Ингушетия (2), Брянская (1), Владимирская (1), Волгоградская (1), Курская (1), Нижегородская (1), Оренбургская (1), Орловская (1) области, Пермский край (1), республики Башкортостан (1), Татарстан (1), Удмуртская (1), Чувашская (1) республики;
из принятых в 2023 году – 7 муниципальных актов (Ярославская (4), Белгородская (1) области, Карачаево-Черкесская Республика (1), Ямало-Ненецкий автономный округ (1);
из принятых в 2024 году – 31 муниципальный акт (Ярославская область (16), Еврейская автономная область (6), Белгородская (2), Астраханская (1), Брянская (1) области, Карачаево-Черкесская Республика (1), Липецкая область (1), Республика Ингушетия (1), Санкт-Петербург (1), Чеченская Республика (1);
из принятых в первом полугодии 2025 года – 50 актов (Еврейская автономная область (11), Республика Алтай (7), Архангельская (5), Ярославская (3), Владимирская (2), Вологодская (2), Нижегородская (2), Ростовская (2), Тульская (2), Брянская (1), Запорожская (1), Иркутская (1), Калининградская (1), Калужская (1), Магаданская (1), Пензенская (1) области, республики Адыгея (1), Тыва (1), Сахалинская (1), Свердловская (1), Смоленская (1), Ульяновская (1), Челябинская (1) области.
1.2. Неправильное указание вида муниципального акта.
В федеральном регистре содержатся действующие муниципальные акты с непредусмотренными федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ, Федеральный закон № 33-ФЗ) видами муниципальных актов: «Иное», «Инструкция», «Правила», «Положение». В основном указанные виды присвоены муниципальным актам ошибочно.
Всего в федеральном регистре из действующих муниципальных актов с указанными видами актов содержится 1 296 муниципальных актов (1 050 муниципальных актов с видом акта «Положение», 191 – «Иное», 54 – «Правила», 1 – «Инструкция»).
Нарушения содержатся в муниципальных актах, включенных в федеральный регистр: в 2023 году – Белгородская область (RU31008407202300132 от 07.09.2023, вид акта «Правила»);
в 2024 году – Владимирская область (RU33002706202400017 от 20.12.2024, вид акта «Положение»).
Не устранил нарушение, указанное в обзоре за 2024 год, уполномоченный орган Республики Крым (RU93017414202400048 от 10.12.2024).
Из включенных в первом полугодии 2025 года в федеральный регистр муниципальных актов установлен вид акта: «Правила» - 15 муниципальным актам (Иркутская (7), Нижегородская (2), Архангельская (1), Ивановская (1), Калининградская (1), Калужская (1), Саратовская (1), Тверская (1) области);
«Положение» – 9 муниципальным актам (Нижегородская (4), Калужская (2), Ленинградская (1) области, республики Алтай (1), Крым (1);
«Инструкция» – 1 муниципальному акту Саратовской области.
В первом полугодии 2025 года неправильный вид акта «Распоряжение» установлен муниципальным актам уполномоченными органами Республики Саха (Якутия) (RU14037311202500003 от 17.06.2025, RU14005611202500004 от 12.05.2025), Краснодарского края (RU23030417202500014 от 09.06.2025), Московской области (RU50047718202300182 от 21.02.2025).
1.3. Неправильное указание даты принятия (издания) муниципальных актов.
Указанные в обзоре за 2024 год нарушения в части неверного указания в карточке документа даты принятия муниципального акта, которая значительно превышает дату принятия муниципального акта в соответствии с его реквизитами, устранены уполномоченными органами.
Из включенных в первом полугодии 2025 года в федеральный регистр муниципальных актов указанное нарушение содержится, например, в муниципальных актах органов местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (RU09007806202500020 от 02.04.2025), Чеченской Республики (RU20004621202400010 от 20.01.2025), Воронежской области (RU36025415202600001 от 26.06.2025).
1.4. Неправильное указание или неуказание органа, принявшего муниципальный акт.
По состоянию на 01.07.2025 в федеральном регистре остаются следующие нарушения.
1) Для более 1,7 тыс. действующих муниципальных актов не указан принявший их орган (Республика Саха (Якутия) (1 553), Ленинградская область (22), Республика Адыгея (Адыгея) (16), Нижегородская область (12), Белгородская область (10), Калининградская область (7), Смоленская область (6), Республика Крым (4) Воронежская область (3), Костромская область (3), Курская область (3), Ненецкий автономный округ (3), Республика Бурятия (3), Ямало-Ненецкий автономный округ (3), Вологодская область (2), Иркутская область (2), Приморский край (2), Республика Башкортостан (2), Алтайский край (1), Амурская область (1), Волгоградская область (1), Ивановская область (1), Калужская область (1), Карачаево-Черкесская Республика (1), Новосибирская область (1), Пермский край (1), Республика Карелия (1), Ростовская область (1), Саратовская область (1).
Данное нарушение, указанное в обзоре за 2024 год, в полном объеме устранили уполномоченные органы Кабардино-Балкарской Республики, Камчатского, Краснодарского, Красноярского краев, Новгородской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областей.
По состоянию на 01.07.2025 в федеральном регистре без сведений о принявшем их органе остаются действующие муниципальные акты, включенные в него:
в 2023 году – 51 муниципальный акт (Республика Саха (Якутия);
в 2024 году – 10 муниципальных актов (республики Саха(Якутия) (6), Крым (3), Смоленская область (1).
В федеральном регистре не выявлены муниципальные акты, включенные в него в первом полугодии 2025 года, для которых не указаны сведения о принявшем их органе.
2) Для более 5,5 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение» неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (Республика Саха (Якутия) (3 436), Ростовская (600), Нижегородская (163) области, Республика Дагестан (141), Белгородская область (133), Карачаево-Черкесская Республика (108), Республика Карелия (88), Ленинградская область (72), Республика Адыгея (71),Запорожская область (64), Еврейская автономная область (62), Ненецкий автономный округ (47), Республика Мордовия (39), Ярославская область (32), Приморский край (31), республики Алтай (30), Ингушетия (30), Чеченская Республика (25), Ямало-Ненецкий автономный округ (24), Брянская область (22), Пермский край (22), Ивановская область (18), Камчатский край (18), Свердловская (17), Рязанская (16), Вологодская (14) области, Ставропольский край (13), Архангельская область (11), Забайкальский край (10), Калужская (10), Новосибирская (10), Воронежская (9) области, Республика Северная Осетия - Алания (9), Чукотский автономный округ (9), Костромская (8), Амурская (7), Липецкая (7) области, Республика Хакасия (7), Томская (7), Кировская (6) области, Республика Крым (6), Москва (5), Республика Марий Эл (5), Смоленская (5), Тульская (5), Волгоградская (4), Орловская (4) области, Республика Тыва (4), Астраханская область (3), Кемеровская область - Кузбасс (3), Тверская область (3), Удмуртская Республика (3), Ульяновская область (3), Хабаровский (3), Алтайский (2) края, Курская (2), Московская (2), Омская (2), Самарская (2), Тамбовская (2) области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (2), Владимирская (1), Иркутская (1) области, Кабардино-Балкарская Республика (1), Калининградская область (1), Красноярский край (1), Псковская (1), Сахалинская (1) области, Севастополь (1), Чувашская Республика (1).
По результатам проведенной работы в первом полугодии 2025 года данное нарушение, указанное в обзоре за 2024 год, устранено почти в 3 тыс. муниципальных актах.
В полном объеме устранили нарушение уполномоченные органы республик Башкортостан, Бурятия, Коми, Калмыкия, Луганской Народной Республики, Красноярского края, Оренбургской, Курганской, Челябинской, Магаданской, Тюменской, Мурманской, Новгородской, областей, Санкт-Петербурга.
По состоянию на 01.07.2025 в федеральном регистре с неправильным указанием для муниципальных актов с видом акта «решение» в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительного, а не представительного органа муниципального образования, остаются действующие муниципальные акты, включенные в него:
в 2023 году – 40 муниципальных актов (Карачаево-Черкесская Республика (10), республики Мордовия (5), Адыгея (3), Ингушетия (3), Карелия (3), Брянская область (2), Еврейская автономная область (2), Камчатский (2), Приморский (2) края, Свердловская (2), Белгородская (1), Волгоградская (1) области, Забайкальский край (1), Ненецкий автономный округ (1), Республика Дагестан (1), Чеченская Республика (1);
в 2024 году – 64 муниципальных акта (Еврейская автономная область (11), Запорожская область (11), Республика Ингушетия (7), Ярославская (6), Свердловская (5), Архангельская (2) области, Камчатский (2), Ставропольский (2) края, Белгородская (1), Брянская (1), Волгоградская (1), Ивановская (1) области, Кемеровская область - Кузбасс (1), Костромская область (1), Москва (1), Московская область (1), Ненецкий автономный округ (1), Нижегородская область (1), Приморский край (1), республики Карелия (1), Мордовия (1), Смоленская (1), Томская (1) области, Удмуртская Республика (1), Чукотский автономный округ (1), Ямало-Ненецкий автономный округ (1);
в первом полугодии 2025 года – 291 муниципальный акт (Запорожская область (53), Республика Алтай (27), Чеченская
Республика (22), Ярославская (17), Ивановская (15) области, Еврейская автономная область (11), Нижегородская область (11), Ставропольский край (10), Калужская (9), Новосибирская (8), Амурская (7), Республика Адыгея (7), Свердловская область (7), Республика Северная Осетия - Алания (6), Архангельская область (5), республик Крым (5), Марий Эл (5), Вологодская (4), Воронежская (4) области, Забайкальский край (4), республики Ингушетия (4), Мордовия (4), Белгородская (3), Костромская (3) области, Пермский край (3), Республика Тыва (3), Чукотский автономный округ (3), Алтайский край (2), Астраханская область (2), Карачаево-Черкесская Республика (2), Кемеровская область - Кузбасс (2), Кировская область (2), Ненецкий автономный округ (2), Республика Карелия (2), Тамбовская (2), Тверская (2), Томская (2), Иркутская (1), Курская (1), Ленинградская (1), Омская (1) области, Приморский край (1), Псковская (1), Самарская (1), Сахалинская (1), Смоленская (1), Тульская (1) области, Ямало-Ненецкий автономный округ (1).
3) Для более 1,4 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение» неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (глава местной администрации) (Камчатский край (488), республики Адыгея (262), Дагестан (250), Белгородская область (88), Республика Карелия (74), Чеченская Республика (33), Республика Хакасия (31), Калужская область (28), Еврейская автономная область (24), Ростовская область (21), Чувашская Республика (20), Московская область (19), Республика Ингушетия (18), Карачаево-Черкесская Республика (15), Ярославская (8), Вологодская (6), Нижегородская (6) области, республики Саха (Якутия) (6), Алтай (5), Свердловская (5), Тульская (5), Курская (4), Ленинградская (4) области, Москва (4), Архангельская (3), Самарская (3) области, Забайкальский край (2), Иркутская (2), Новосибирская (2) области, Пермский край (2), Республика Мордовия (2), Тамбовская (2), Херсонская (2), Брянская (1), Воронежская (1), Ивановская (1) области, Кабардино-Балкарская Республика (1), Магаданская (1), Орловская (1) области, республики Бурятия (1), Коми (1), Крым (1), Тыва (1), Сахалинская область (1), Севастополь (1), Ставропольский край (1), Удмуртская Республика (1), Ульяновская (1), Челябинская (1) области, Ямало-Ненецкий автономный округ (1).
По результатам проведенной работы в первом полугодии 2025 года данное нарушение, указанное в обзоре за 2024 год, устранено почти в 2 тыс. муниципальных актах.
В полном объеме устранили нарушение уполномоченные органы республик Северная Осетия – Алания, Калмыкия, Татарстан, Чувашской Республики, Краснодарского края, Амурской, Владимирской, Волгоградской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тверской областей.
По состоянию на 01.07.2025 в федеральном регистре с неправильным указанием для муниципальных актов с видом акта «решение» в качестве принявшего органа главы муниципального образования (главы местной администрации), остаются действующие муниципальные акты, включенные в него:
в 2023 году – 42 муниципальных акта (Республика Адыгея (Адыгея) (24), Камчатский край (8), Чеченская (4), Карачаево-Черкесская (2) республики, Республика Ингушетия (2), Еврейская автономная область (1), Республика Саха (Якутия) (1);
в 2024 году – 12 муниципальных актов (Республика Ингушетия (5), Херсонская (2), Калужская (1) области, Республика Адыгея (1), Тульская (1), Челябинская (1), Ярославская (1) области);
в первом полугодии 2025 года – 65 муниципальных актов (Республика Адыгея (25), Чеченская Республика (22), Калужская
область (5), Еврейская автономная область (2), Республика Алтай (2), Самарская (2), Брянская (1) области, республики Ингушетия (1), Крым (1), Саха (Якутия) (1), Ростовская область (1), Ставропольский край (1), Тамбовская область (1).
4) Указан не предусмотренный частью 4 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ, статьей 60 Федерального закона № 33-ФЗ орган принятия муниципального акта – глава муниципального образования (глава администрации муниципального образования) у включенных в федеральный регистр постановлений администраций муниципальных образований:
Республики Адыгея (RU01000218202500077 от 05.06.2025, RU01000218202500076 от 26.05.2025, RU01000719202500020 от 10.06.2025 и другие);
Чеченской Республики (RU20007521202500013 от 26.06.2025, RU20004823202500026 от 18.06.2025, RU20001421202500019 от 05.06.2025 и другие);
Краснодарского края (например, RU23022718202500003 от 11.03.2025, RU23022718202500004 от 20.05.2025, RU23030417202500014 от 09.06.2025 и другие).
2. Нарушение пункта 12 Методики, согласно которому муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.
По сравнению с 2024 годом в первом полугодии 2025 года на 3,8% увеличилась доля муниципальных актов, актуализированных в связи с внесением в них изменений.
По состоянию на 01.07.2025 количество внесенных в федеральный регистр в первом полугодии 2025 года изменяющих муниципальных актов составило более 230 тыс. При этом количество созданных актуальных редакций муниципальных актов – почти 214 тыс. (92,8% от количества изменяющих актов).
Не актуализировались в рассматриваемый период муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края и Ленинградской области.
Муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований еще 45 субъектов Российской Федерации актуализировались не в полном объеме.
Наименьшую долю актуализированных муниципальных актов от количества внесенных в первом полугодии 2025 года в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов (далее – доля актуализированных муниципальных актов) составляют муниципальные акты органов местного самоуправления Владимирской области (0,1%). Менее половины муниципальных актов актуализировано уполномоченными органами Республики Дагестан (19,4%), Краснодарского края (19,8%), Санкт-Петербурга (21,2%), Самарской области (26%), Пермского края (26,7%), Тульской области (40%), Республики Татарстан (45,1%).
Вместе с тем доля актуализированных в первом полугодии 2025 года муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 41 субъекта Российской Федерации превышает количество внесенных в этот период в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов, что позволяет сделать вывод о соблюдении требования об актуализации муниципальных актов этих субъектов Российской Федерации.
Наибольшую долю актуализированных в первом полугодии 2025 года муниципальных актов составляют муниципальных акты органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия (1 521,1%), Саратовской (157,1%), Челябинской (141,8%), Московской (129,2%) областей, Ненецкого автономного округа (128,9%), Кемеровской области - Кузбасса (127,8%), Республики Алтай (124,3%), Москвы (122,0%).
Наибольшее количество актуальных редакций муниципальных актов в первом полугодии 2025 года создано уполномоченными органами Саратовской (13 626 редакций), Воронежской (12 244 редакций) областей, Красноярского края (11 615).
3. Нарушение пункта 13 Методики, которым предусмотрено внесение в федеральный регистр сведений об источниках официального опубликования муниципальных актов.
В федеральном регистре содержится 9,1% действующих муниципальных актов без сведений об источниках официального опубликования (обнародования) (далее – сведения об опубликовании).
По сравнению с 2024 годом в первом полугодии 2025 года в федеральном регистре на 1,8% уменьшилось общее количество действующих муниципальных актов без сведений об их опубликовании.
В первом полугодии 2025 года на 0,8% увеличилось количество муниципальных актов, включаемых уполномоченными органами без сведений об их опубликовании. Из внесенных в федеральный регистр муниципальных актов сведения об опубликовании отсутствуют у 2,9% муниципальных актов, в 2024 году аналогичный показатель составлял 2,1%.
Наибольшую долю муниципальных актов без сведений об опубликовании из внесенных в первом полугодии 2025 года составляют муниципальные акты республик Ингушетия (63,4%), Адыгея (42,9%), Липецкой области (36,4%), Еврейской автономной области (25,6%), Тверской области (20,7%).
Вместе с тем в федеральный регистр включены сведения об опубликовании всех внесенных в него в указанный период муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 9 субъектов Российской Федерации: республик Дагестан, Саха (Якутия), Чеченской, Чувашской республик, Алтайского, Хабаровского краев, Новгородской, Оренбургской, Тамбовской областей.
В 2024 году таких субъектов Российской Федерации было 20.
Менее 10 составляет в федеральном регистре количество муниципальных актов без сведений об опубликовании из включенных в первом полугодии 2025 года уполномоченными органами еще 13 субъектов Российской Федерации.
4. Нарушение пункта 14 Методики, согласно которой при внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.
По данным федерального регистра, не классифицированы в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов 2,2% действующих муниципальных актов.
По сравнению с 2024 годом в первом полугодии 2025 года на 0,2% уменьшилось общее количество действующих муниципальных актов без кодов классификаторов муниципальных актов.
Из внесенных в первом полугодии 2025 года муниципальных актов коды классификатора не присвоены более 5 тыс. (1,2%) действующих муниципальных актов.
По-прежнему не осуществляет классификацию муниципальных актов уполномоченный орган Калужской области.
Наибольшую долю муниципальных актов без кодов классификатора из внесенных в первом полугодии 2025 года составляют муниципальные акты Тамбовской области (28,8%) и Республики Алтай (3,3%).
Из включенных в первом полугодии 2025 года в федеральный регистр муниципальных актов в полном объеме классифицированы муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований 41 субъекта Российской Федерации, еще у 43 субъектов Российской Федерации количество муниципальных актов без кодов классификатора менее 10.
IV. Рекомендации
На основании полномочия Минюста России по координации деятельности органов публичной власти в Российской Федерации в части, касающейся систематизации муниципальных правовых актов, а также оказанию методической помощи в систематизации муниципальных правовых актов (подпункт 10 пункта 20 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10), в целях обеспечения полноты, достоверности, актуальности сведений, содержащихся в федеральном регистре, и минимизации ошибок при его ведении уполномоченным органам рекомендуется:
1. Обеспечить ведение региональных регистров в соответствии с требованиями Методики.
2. Обеспечить контроль за своевременностью направления сведений в федеральный регистр.
3. Обеспечить контроль размещения сведений после направления их для включения в федеральный регистр на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (далее – Портал), доступ к которому осуществляется по адресу http://pravo-minjust.ru.
4. Принять меры по устранению выявленных нарушений требований Методики и актуализации региональных регистров.
5. Использовать для поиска нарушений возможности Портала и автоматические формы в подсистеме «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.
